По статистике большинство аварий на дорогах происходит в зимнее время года. Основной тому причиной является скользкое дорожное покрытие и недостаточная видимость во время снегопада. При прохождении обучения в нашей автошколе зимнему вождению уделяется повышенное внимание. Для того чтобы быть готовым к возникновению внештатных ситуаций, необходимо рассмотреть наиболее частые причины аварий зимой:
Занос автомобиля.
Съезд с обледеневшей горки, моста или эстакады.
Поломка или вынос автомобиля с трассы вдали от города.
Занос автомобиля
Зимние температуры могут сильно колебаться в течение суток. Днем столбики термометров поднимаются выше нуля, а к вечеру на дороги снова опускается мороз. Растаявшая в течение дня вода и грязь замерзают, и образуется так называемый «черный лед». Для человеческого глаза он остается невидимым, так как его поверхность не блестит даже при свете фар. Водитель узнает о том, что дорога скользкая в самый последний момент, и это часто приводит к созданию аварийных ситуаций.
Что же делать, если вы потеряли управление и машину начало заносить? В нашей школе безопасного вождения рекомендуют предпринять следующий порядок действий:
- Если вы двигаетесь на автомобиле с задним приводом, то необходимо немного уменьшить обороты двигателя. Помните, резкое отпускание педали газа на повернутых колесах может привести к динамическому хлысту и вас мгновенно закрутит в другую сторону. На переднеприводной машине нужно наоборот немного ускориться. Таким образом, транспортное средство стабилизируется, и траектория его движения восстановится. Все это нужно делать очень быстро, чтобы не терять драгоценные секунды. Ни в коем случае не нужно жать на педаль газа на перекрестке. На выходе из поворота может быть «зебра», на которой находятся люди.
- Одновременно необходимо мягко и четко повернуть руль в сторону заноса.
- После того, как занос автомобиля угас, нужно вернуть рулевое колесо в положение для движения прямо. Если не сделать этого, то заднюю часть машины понесет в противоположную сторону.
- Если все действия выполнены вовремя и правильно, то ваш автомобиль вернется на исходную траекторию движения.
На уроках вождения в нашей школе профессионалы учат справляться с заносом не только при помощи ускорения или сброса газа. Нередки случаи, когда для предотвращения аварии водитель должен немедленно нажать педаль тормоза. При приобретении определенных навыков такой способ становится наиболее быстрым и легким, и вы сможете стабилизировать машину в считанные секунды.
Во время езды по обледеневшей дороге тормозить нужно плавно и прерывисто, чтобы колеса не заблокировались. Самым эффективным является снижение скорости при помощи понижения передачи. Нажимать резко на педаль тормоза можно только в автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой тормозов (ABS). Главная задача этой системы – сохранить управляемость автомобиля.
Еще одна рекомендация, которую дают в нашей школе обучения контраварийному вождению – при прохождении поворота на зимней дороге поддерживайте равномерную скорость движения. Резкое ускорение может спровоцировать снос передней оси автомобиля или занос задней, в зависимости от типа привода. Также нужно постараться избежать пробуксовки колес во время начала движения. На обледенелых участках лучше трогаться со второй передачи.
Съезд с обледеневшей горки, моста или эстакады.
Одна из сложностей, с которой сталкиваются водители во время движения зимой – съезд с обледеневшей горки. Разница высот иногда представляет смертельную опасность. Даже на небольших горках, мостах и эстакадах температура воздуха может быть на пару градусов ниже, чем в низине (открытые пространства обдуваются холодным ветром). Поэтому при заезде на возвышенность дорога может быть просто мокрая, а чуть выше она уже покрыта льдом.
Первое и главное правило, которое необходимо запомнить – никогда не используйте нейтральную скорость во время спуска с возвышенности зимой! Оптимальным вариантом становится движение на пониженной передаче. Такой способ спуска обеспечивает максимальное сцепление с дорожным покрытием. Если в конце спуска необходимо снизить скорость, рекомендуется использовать прерывистое торможение, чтобы не уйти в занос.
На мостах и эстакадах со скользкой дорогой довольно часто происходит следующая ситуация. Автомобиль двигается на спуск и водитель замечает, что внизу произошла авария, и образовалась пробка. В такой ситуации резкое торможение невозможно. Во-первых, велика вероятность заноса, во-вторых, сзади автомобиля могут также двигаться транспортные средства, что может привести к столкновению.
Главное из правил, о котором говорится в нашей школе контраварийного вождения: не вижу - не еду!
Еще при выходе на спуск, нужно начать снижать скорость, чтобы быть готовым к возникновению неожиданной ситуации и иметь возможность прекратить движение. Самый лучший вариант – остановится на вершине возвышенности. В таком случае ваша машина будет хорошо видна едущим позади водителям, и вероятность попасть в «замес» снизится в разы. Если же остановка не удалась, то следует прибегнуть к следующим контраварийным действиям:
- сместиться как можно ближе к правому краю проезжей части (она обычно менее скользкая);
- попытаться плавно затормозить, понижая передачу и не допуская полной блокировки колес;
- если машина продолжает скользить, а скорость невелика, лучше всего останавливаться путем касания колесами бордюра, отбойника;
- если за обочиной обрыв, то можно направить автомобиль в препятствие (столб), чтобы остаться на дороге.
Во время выполнения маневров не забудьте включить аварийную сигнализацию, чтобы предупредить водителей сзади о надвигающейся опасности.
Поломка или вынос автомобиля с трассы вдали от города.
На зимней дороге с автомобилем может случиться всякое, поэтому прежде чем выехать в дальний путь из населенного пункта, необходимо следовать нескольким простым правилам:
- Заправьте полный бак топлива. Желательно, чтобы в автомобиле был запас воды, старенькое одеяло, зажигалка или спички, пару питательных шоколадных батончиков и канистра с дополнительным запасом солярки или бензина.
- По возможности возьмите с собой сим-карты разных операторов связи, если есть, возьмите старенький заряженный телефон.
- Проверьте техническое состояние автомобиля: работают ли фары, аварийная сигнализация, повороты и габаритные огни, обязательно положите трос, теплые перчатки и проверьте давление в шинах.
- При планировании маршрута и времени прибытия в исходный пункт назначения выезжайте пораньше, чтобы не возникло искушения нарушать скоростной режим.
- Примерно каждые 100 км. отправляйте информацию, своим близким, о своем место нахождении. Лучше для этого воспользоваться голосовыми сообщениями.
- За городом, будьте осторожны при выезде из лесного массива на открытое пространство. Обязательно снизьте скорость! Сильный боковой ветер с лёгкостью отправляет машину в кювет.
- На открытых пространствах опасность, для водителя кроется в снежных переметах, преодоление снежного сугроба на скорости, также приведет к потере управляемости
Рассмотрим два основных варианта чрезвычайной ситуации на зимней дороге вдали от населенного пункта:
1. Техническая неисправность автомобиля. Первым делом необходимо включить аварийную сигнализацию, по возможности убрать транспортное средство на обочину и попросить помощи у других водителей, которые проезжают мимо. Если на улице большой мороз, и вы не догадываетесь о причине поломки, то лучше не пытаться разобраться в этом самостоятельно. Оптимальный вариант – позвонить в службу эвакуации и оставаться в машине при работающем двигателе (чтобы не замерзнуть).
2. Автомобиль снесло с дороги в сугроб. Если машине не перевернулась, то нужно попытаться вернуть ее на трассу. Если же ситуация аварийная, то нужно воспользоваться некоторыми практическими советами. После того, как вы сообщили об аварии, нужно вернуться в машину и отключить свет, магнитолу и другие потребители напряжения. Оставьте работающей аварийную сигнализацию - проезжающим мимо водителям легче будет заметить вас. Если двигатель работает, и вы решили греться в автомобиле, следите за температурой двигателя. Набившийся снег в радиатор охлаждения не даст ему работать должным образом, может возникнуть перегрев двигателя. Чтобы не допустить переохлаждения, воспользуйтесь заранее приготовленным одеялом, и шоколадом. Если топливо закончилось, а помощь не подоспела, то для того, чтобы согреться, можно сжечь запасное колесо. Оно будет гореть долго и костер не позволит вам замерзнуть. Главное не заснуть! И не падайте духом, водительская взаимовыручка всегда работает.
Одной из основных причин возникновения аварийных ситуаций на зимней дороге является летняя резина на колесах автомобиля. Поэтому не забывайте вовремя переобуваться и - счастливого вам пути!